Прощеное воскресение

Часто люди далеки от мира, зато знают пути взаимного оскорбления, унижения и даже истребления. В ботанике известна сорная трава, которая имеет такой длинный корень, что невозможно его удалить окончательно. Таким же корнем является человеческое злопамятство. Люди причиняют неприятность, зло, унижение, распускают плохую молву, бесславят, и пострадавшие готовы до гроба помнить нанесённую обиду.

Интересно, что человек, будучи сам несовершенен, требует совершенства от других. Всё это всегда понимала Церковь и перед наступлением Великого поста ежегодно напоминает, что прощение человека зависит от того, насколько он способен оказывать его людям. В молитве Господней «Отче наш» человек ежедневно выражает нужду в хлебе насущном и просит его потому, что и он прощает своим должникам.

Не прощая других, человек сам остается непрощённым. Непрощением рушится мост, через который приходится ежедневно переходить. Не прощает обычно тот, кто не имеет сознания и чувства греховности и виновности перед Богом. Любовь человека к Богу измеряется его прощением ближнего. Если он не прощает, значит, не любит. По учению Христа прощение, если оно истинно, не может быть предметом математических решений и меркантильных расчётов. Вопрос о том, сколько можно прощать, такой же абсурдный, как вопрос, сколько раз любить.

Сила любви к Богу измеряется силой прощения к окружающим людям. Самому человеку, который помнит обиды, бывает трудно дышать от чувства мести, он задыхается в беспомощной злобе и не имеет духовной силы, чтобы всё простить, выбросив из архива памяти.

В нашем жестоком мире изредка встречаются люди, которые не замышляют никому зла. Зато встреча с ними ободряет и благотворно действует на душу. Важно учиться жить на словах Священного Писания, потому что жизнь - не сцена, а школьная комната - не род увеселений, а процесс воспитания. И чтобы стать хорошим человеком, нужна постоянная практика. Если не упpaжняешь душу она становится вялой, характер становится слабым, нравственное чувство бессильным, духовный рост уродливым.

Если человек проникнется призывом Церкви перед наступлением Великого поста, простить все мелочные обиды окружающим, то наступит заметное обновление во взаимоотношениях. Следует обязательно освободиться от осуждения и клеветы.

Завистливый с болью в сердце слушает похвалы в адрес другого. Ему отраднее припоминать ошибки человека, чем добродетели, следить за падением, чем за успехом.

Чтобы надёжно беречь себя, следует постоянно помнить золотое правило христианства: чего не желаешь себе, не делай другим. Помня это, человек будет меньше подвержен искушению, причинить другому неприятность или нанести оскорбление. Упражняясь в прощении обид, человек постоянно будет освобождаться от склонности наносить их. Если каждый и общество в целом будут в этом преуспевать, общество начнет расти духовно и само собой придёт благоденствие. Некоторые учёные говорят, что они с помощью науки могли бы построить рай на земле, но человек своим поведением, своим подчас варварским отношением ко всему, а главное по отношению к человеку способен всё разрушить. Как ни странно, но это так. Сколько хороших начинаний погублено в результате греха и страстей человеческих.

Подумать об этом нужно, подумать и в практике применить всё, к чему постоянно призывает человека Церковь — освободиться от греха и быть человеком в отношении к человеку и всему окружающему.

Архимандрит Елеазар

•ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ•

ПЕЧОРСКАЯ ПРАВДА

07 марта 1992 года.

ВВЕДЕНИЕ В ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Когда Богородице исполнилось три года, Ее родители, верные обету, данному Богу – посвятить рожденное дитя Ему – со свечами в руках и в сопровождении родственников и знакомых торжественно ввели Пречистую Деву в Иерусалимский храм для воспитания Божественной Благодатию.

Оставив Дочь при храме, святые Иоаким и Анна вернулись домой, а Божия Матерь изучала здесь Священное Писание и занималась рукоделием, приготовляя священные одежды для служивших в храме. Подрастая, Она исполняла и другие работы, служа нищим, увечным и недужным.

Русская Православная Церковь отмечает этот праздник 4 декабря и видит в нем предвестник праздника Рождества Христова. Значение праздника ВВЕДЕНИЯ измеряется тем значением, какое имеет воспитание в жизни человека. Как ни расходятся по этому вопросу мнения, нельзя отрицать чрезвычайно большого влияния, какое оказывает на душевный склад человека детская жизнь, обстановка, в которой она протекает, вся совокупность впечатлений, воздействующих на ребенка.

На Введение во храм Пресвятой Богородицы Церковь смотрит, именно прежде всего с этой точки зрения. Через введение во храм Божия Матерь была поставлена под сумму благодатного влияния храма. Это была атмосфера святости, чистоты, божественности. Влияние храма на чуткую и детски-чистую душу Богоотроковицы было такой необыкновенной силы, что оно как бы постепенно подготовляло самое боговоплощение, наполняя божеством Ее душу.

Введенная во храм была даром Богу, жертвой Ему от родителей и всего человечества, а всякая жертва, даже если ею служит неразумное животное, уже тем, что она жертва, есть величайшая святость, «святая святых».

Редкий праздник переливается такой светлой, легкой радостью. Это радость того хоровода девочек, которые, по преданию, провожали Приснодеву в храм «со свещами светлыми», «поя, играя и ликуя».

Некоторые преподаватели и воспитатели видят в этом празднике свой профессиональный праздник, потому что все науки следует начинать с науки о человеке, с его воспитания. Только тогда воспитанник будет на радость родителям и обществу. Воспитание положительных душевных качеств: совести, честности, правдивости, вообще – порядочности, – залог будущей человечности, потому что человеком надо стать, становиться. И в этом становлении, конечно, первое место занимают учителя.

О них можно судить по их деятельности и тем «произведениям», которые они оставляют. И ни в коем случае нельзя подходить к педагогической деятельности без особого призвания, идти в пединститут только потому, что больше некуда поступить, или заниматься в педагогическом училище, не любя детей, будущую профессию.

Остается искренне поздравить читателей с великим и глубоко поучительным праздником и пожелать разумно уделять побольше внимания воспитанию ребят, их становлению и укреплению в человечности и порядочности.

Архимандрит ЕЛЕАЗАР
Статья опубликована в газете «Печорская правда»
04 декабря 1990 года.

Подкатегории