Ты долго в сердце жесткое стучал
Ты долго в серде жесткое стучал,
Но грубый слух Тебя не различал,
И слезы ароматные Твои
Лились напрасно - не было любви.
Как долго Ты меня рождал,
А я - своей гордыне угождал.
Смеялся, пел, любил сей балаган,
Слепой, немой, нелепый истукан.
Но сдвинулиась застывшая река
От дальнего святого уголька,
И унесла вода ошибки долгих лет.
Смотрю - а чешуи уж нет.
Душа стоит нагая на ветру,
И крест тяжел, и скоро я умру,
Но дай мне утолить печаль Твою -
Любовию наполнить жизнь мою.
Грядущей встречи занялась заря,
"Ты знаешь, Отче, недостоин я,
Я столько зла в Твой мир принес".
"Покайся. Милостив Христос".
21.12.93 г.
За сердцем человека нужен уход. «Вестник Александро-Невской Лавры», № 1-2 (69-70), 2011 год. (ПОСЛЕДНЯЯ СТАТЬЯ)
Близится Великий пост — время размышления и покаяния. По многочисленным просьбам наших читателей мы повторно публикуем две статьи духовника
Статья первая. Взаимоотношения (размышления накануне Великого Поста).
Христиане первых веков говорили, что раз Христос возлюбил людей больше, чем Себя, то и Его последователи должны любить всех больше, чем себя. Язычники видели жизнь христиан и удивлялись их взаимоотношениям.
Достаточно времени прошло с тех пор. Цивилизация, быстрота жизни и многое другое привели к тому, что люди стали осведомлены в вопросах, не имеющих применения в жизни, а о том, от чего зависит жизнь, ничего не знают.
Император Пётр Великий издал закон, запрещающий избивать крепостных. Кто нарушал это распоряжение, того нужно было считать ненормальным и нуждающемся в опекуне, который отвечал бы за него, за его имущество и вел все дела. Но через некоторое время сам Пётр, рассердившись на садовника, так ударил его, что тот вскоре умер. Государь не мог простить себе и говорил, что приказывает подданным, а себя обуздать бессилен.
Любое усилие в интересах добра сопровождается внутренней удовлетворенностью. Однако часто люди преодолевают преграды, чтобы сделать зло. Одним из проявлений зла является неправда. Приходится поражаться, как легко люди верят молве, принимают слухи, с каким удовольствием и злорадством передают их таким же легкомысленным невеждам.
Есть особый род людей, именуемых сплетниками, клеветниками, наговорщиками. Их занятием является сеяние зла, распространение худой молвы, измышление самых невероятных слухов. Они чувствуют себя неудовлетворенными, если не очернят человека, не подорвут репутацию, не положат конец карьере.
Добиваясь гнусной цели, клеветник вторгается в деятельность своей жертвы, в его профессию, убеждения, церковную активность, финансовые дела. С коварством и подлостью такие люди шепчут всякому встречному о своих скандальных открытиях и догадках, прося «никому не говорить». Они знают, что засекреченная напраслина разнесется быстрее.
Очень часто суждения о человеке бывают ошибочными. В день Сошествия Святаго Духа многие, слыша речи апостолов, насмехались и говорили, что они напились сладкого вина (Деяния, 2). Любое превратное суждение о человеке — неправда, а если оно сказано перед другими — лжесвидетельство.
Римский историк Светоний в книге изложил жизнь двенадцати цезарей, не сказав ни о ком ничего худого, потому что о негативной стороне их жизни позаботились другие историки. Пример поучителен. Говоря о человеке, лучше перечислять доброе, дав возможность плохим людям сказать о худом. Не надо быть сосудом для низкого употребления (2 Тим.2).
Только духовно слепой не видит во что превращается личность, которая живет вопреки закону Божию. Человек, которому предназначено быть храмом Святаго Духа, становится вертепом разбойников, а его сердце делается притоном нечистому духу.
Апостол Павел предостерегает верующих от опасности самообольщения, ложных мнений о себе, говоря, что «только бы нам и одетым не оказаться нагими» (2 Кор., 5).
Человек должен оставить ветхое и облечься в новое. Трудно в наше несущееся время понять и принять некоторые истины, которые кажутся недосягаемыми. Но ведь такое духовное состояние было отличительной чертой древнехристианской Церкви и до сих пор остается основой подлинного христианства. Однако на земле продолжает царствовать закон эгоизма. Эгоизм — сущность греха, причина грехопадения, корень мирового зла. Главное проявление эгоизма в том, что люди живут только для себя. Они мыслят, говорят, решают, действуют, преследуя свои интересы. Жан Жак Руссо сказал, чтобы человек не искал причин мирового зла, причина — каждый индивидуально.
Разными способами змий подходит к людям. Хитрость, лукавство, обман и другие приемы, но многое зависит от самого человека, от его рассудительности. «Избави нас от лукаваго», — просим мы Господа. Частенько люди являются лукавыми. Они специально отводят время для этой «науки», с вечера думая, как бы обмануть завтра, как бы сделать подлость или
Жить для себя — явление известное, но христиане не от мира сего и не должны сообразовываться с миром, они призваны руководствоваться новыми принципами, новым укладом бытия. Христос искупил людей от эгоизма и вложил в сердца всех иной закон — закон любви (Иак., 1).
Так понимали и строили взаимоотношения первые христиане. Апостол Павел пишет, что никто не живет для себя, никто не умирает для себя, но для Господа (Рим., 14).
Жить ради себя христианину недостойно, неправильно, предосудительно, преступно. Богачи, живущие для себя, имеют много зла, несправедливости, гордости, самонадеянности, высокомерия. А среди бедных достаточно зависти, осуждения, злобы, ропота, недовольства.
Некто сравнил: бедные и богатые — это две стаи хищников, одна из которых — сытые, другая — голодные. Задача христиан примирить две партии, научить жить по Евангелию.
Ошибочна поговорка, что человек человеку волк. Кровь европейца и кровь негра не имеют химического различия, тогда как обнаружена фатальная разница между составом крови человека и крови любого животного. Все расы, от самой черной до самой белой имеют одни духовные и физические особенности.
Люди нашего времени замкнулись в себе, ко всем безразличны, беспринципиальны и бессовестны. Святая Библия говорит, что в начале Бог сотворил небо, а потом землю. Земля — отражение (модель) неба. Установки и законы на земле — законы неба, где есть архангелы, архистратиг, ангелы.
Молитва Господня говорит: «Да будет воля Твоя, яко на небеси на земли». Поэтому люди обязаны созидать Царство Божие на земле. Всякий человек имеет в другом зеркало, в котором видит свои недостатки. Поэтому, когда
Многие подвижники думали, что человек нуждается в друзьях и врагах. Последние оказывают услугу, ставя на вид недостатки, сокрушают замаскированную гордость, бьют по чувству самовлюбленности.
Настоящий христианин смотрит на человека как на своего двойника, желая привести его к тому же источнику любви и радости, из которого черпает сам. В первые века христианства люди ценили братолюбие. Какой толк от солнца, если оно не светит, что за огонь, если не согревает, что за христиане, если не имеют любви?
Трудно любить всех, легче тех, кто нравится, кто заслуживает внимания. Логично уклоняться от тех, кто нас ненавидит, обижает, позорит доброе имя, причиняет боль. Но Господь говорит, что если любить любящих, то какая награда?
Если верующие будут отвечать местью на мщение, гонением на гонение, зверством на озверение, то не будут отличаться от обижающих о гонящих, а станут увеличивать зло, сгущать тьму. Некоторые напоминают собой гетмана Мазепу, о котором Пушкин сказал: «ни единой он обиды с тех пор, как жил, не забывал».
Православная Церковь издавна установила время духовной встряски, и каждый год она призывает пересмотреть всю жизнь, переоценить взаимоотношения среди людей. Трудно представить, во что превратилось бы общество, если не было бы этого церковного обращения. В жизни наблюдается, что нередко живые давно мертвы, а мертвые оживают, следуя за зовом Христа, без лени и притворства, живым порывом сердца и воли, не мешкая принимаются за труд.
Великий Пост является работой над собой. За сердцем человека нужен уход. Следует окапывать, разрыхлять, чтобы оно не огрубело, искоренять порочные навыки и удалять их, как нравственные сорняки.
Главное в этой работе помнить, что жизнь есть подвиг, что этому искусству нужно учиться постоянно, не ослабевая. Лучше меньше обличать и поучать, а больше показывать пример образцовой, богоугодной жизни, что будет проповедью действием, живым жизненным участием.
Бывает, что христиане, зная это, изощряются, например, во лжи. Они так привыкают, что без особой нужды начинают говорить неправду, хотя ничего от этого не выигрывают. Получается ложь на каждом шагу. И при всем этом им хочется занять первые места в Царствии Небесном.
Один мыслитель сказал обманщикам, что они на хороших местах благодаря лукавству. А на том свете самим будет стыдно идти вместе с честными и порядочными. Бог сотворил ад не для человека, а для давола и ангелов его. Только по делам человек достоин такого места обитания.
Если люди учатся обману в обыкновенном земном обществе ради единоличных интересов, то они обязательно действуют в противовес учению Христа и апостолов, всегда говоривших правду и живших по правде.
В ботанике известна сорная трава, у которой такой длинный корень, что трудно избавиться от нее. Огородники назвали ее «диавольской травой». Если душу сравнить с этим растением, то длинным корнем его можно считать злопамятство. Бывает, что человек всю жизнь носит обиду за причиненную неприятность, рану, унижение. Великое блаженство иметь в душе источник прощения.
Если прощение истинно, то оно не может быть предметом математических выкладок, меркантильных расчетов и соображений. Вопрос, сколько раз прощать, такой же нелепый, как сколько раз любить.
Люди ищут признаков, доказательств возрожденности христианина, но это видно на человеке, которого злословят, а он благословляет, гонят — терпит, хулят — молится, во всем он проявляет себя последователем Господа, ничего не имея всем обладает (1 Кор., 4).
Сила люби человека к Богу измеряется силой прощения, проявляемого к людям. Некоторые оправдывают себя, говоря: «извините, я человек нервный». А причина в отсутствии любви к людям. Мудрость жизни в том, чтобы не быть чрезмерно требовательным. Нормой взаимоотношений должно стать понимание, любовь, терпение, прощение без конца.
Нужно воспитывать себя. Хорошим уроком, упражнением может стать помещение в записке «о здравии» на первом месте, после священных лиц, имени обидчика. Следует покончить с вызывающим и непристойным видом, с резким и наглым тоном, неуместными репликами, нахальным отношением к старшим.
Как никогда раньше, сейчас люди склонны к интригам, словопрениям, ссорам. Нередко отъявленные невежды видят себя гениями, бесстыдное бесчинство прикрывая новшеством, оригинальностью, другими формами нравственного произвола.
Прогрессирует вид бесчинства, когда вмешиваются «не в свои дела». Есть поговорка, что обижается тот, кто поспешно сует указательный палец в чужой пирог. Занимаясь чужими делами, человек не имеет времени для собственных работ.
Жизненный опыт установил, что нет и не может быть ничего более позорного, чем браться не за свое, вмешиваться в чужие дела. Баснописец спрашивает:
Что пользы от его труда,
Когда невежда не в свои дела вплетется
И поправлять труды ученого возьмется?
Нужно думать и, выслушивая советы, помнить, что кто щедро навязывает, сам очень нуждается в советах.
Одним таким советом является призыв в дни Великого Поста опомниться, задуматься, представить, что ожидает нас в недалеком будущем. Еще знаменитый государственный деятель, писатель и оратор Цицерон говорил, что когда он размышляет об удивительных способностях человеческого разума, о том, что он может помнить прошлое, уходящее в тысячелетия, и проникать в далекое будущее, когда он созерцает достижения естественных наук и разнообразие искусства, которые все еще развиваются и простираются вперед, он убежден и непоколебимо верит, что окружающая нас природа, содержащая такое множество изумительных вещей и явлений, не может быть смертной. Но если он ошибается, утверждая бессмертие материи, то не ошибается в уверенности бессмертия души человеческой. Если и последние слова есть ошибка, то он хочет сознательно ошибаться, и пусть этой прекрасной ошибки никто и никогда не исторгнет из его сознания.
Духовная весна, оживление, перерождение пусть произведут положительный переворот во взаимоотношениях людей. От этого во многом зависит благополучие жизни на земле. Пока наблюдается накаливание этих отношений, не стоит удивляться, что с ростом благополучия жить становится тяжелей. От каждого зависит степень жизненного роста, и, если все будут усиленно стараться, она будет повышаться.
Бог — в помощь!
*******
Статья вторая. Не искажайте любовь к ближнему.
Величайшим на земле бесспорно является Тот, на Кого ссылаются, на учении Которого основываются все законы и взаимоотношения людей.
Он повелел любить ближнего своего, как самого себя.
Но люди стали самонадеянны и Закон Божий изучать более не захотели и поэтому им не понять, как можно любить другого как самого себя. Мало того, люди разучились любить и себя — вот как далеко влево ушел современный человек.
Есть часть людей, которые просто ненавидят себя, делают себе много зла. Если это зло измерить, то можно убедиться, что никакой лютый враг не причинил нам столько вреда, сколько мы сами себе. Отсюда все наши беды. Многим это непонятно, они не могут разобраться в этом, по существу, простом вопросе.
Странно, человек беспрестанно делает себе зло и между тем постоянно и ненасытно желает себе добра. И этого парадокса тоже никто не замечает. А причина очевидна — люди правильную любовь к себе заменили самолюбием и, имея лукавую совесть, стремятся мгновенно исполнить свои желания. Всякие излишества: сребролюбие, сладострастие, объядение, многоспание и многое другое льстит нам и, любя себя неправильно, мы исполняем это во вред себе.
Любовь состоит в соблюдении заповедей Христа. Если человек не раздражается, не помнит зла, не лжет, — он любит себя. Если он не обманывает, не крадет, не обижает — любит себя. У такого человека мир на душе, что самое главное. Он спокоен.
Христос говорит, что кто хочет за Ним идти, тот должен отвергнуться себя. Ни один учитель не говорил такого — отвергнуться себя, своих желаний, потребностей тела. И главное, если хочешь, то есть добровольно. Именно тот, кто отвергается своих животных потребностей, полюбит самого себя. Ведь сколько вредного мы для себя делаем, удовлетворяя желания своего тела. Даже принимать пищу мы не умеем, пресыщаемся, а ведь всякое излишество приводит к болезни. Многим никак не понять это, они страдают от этого, но все равно переедают и духовно, и физически.
Апостол Павел говорит, что в человеке действует иной закон и странно, что, человек чего не хочет, то делает, а чего желает, не исполняет. Этот парадокс не замечают те, кто не знает Христа. Для них — брать от жизни все — призыв, но призыв обманчивый, и человек верующий и думающий в этом убеждается.
Только полюбивший себя во Христе может любить другого. Человек, страдающий самолюбием, выражает любовь к ближнему исполнением безразборчивых его желаний. А те, кто знаком с учением Христа, удовлетворение пожеланиям и прихотям человека считают губительным человекоугодием. Самолюбие есть искажение любви к самому себе, человекоугодие есть искажение любви к ближнему. Самолюбец губит себя, а человекоугодник — и себя, и другого.
Люди созданы для того, чтобы любить, подобно тому, как птицы, чтобы летать, рыбы чтобы плавать, потому что все братья, все расы человечества едины. Кровь европейца и кровь негра не имеет химического различия, тогда как есть разница в составе крови человека и животного.
В последнее время говорят о любви, но разговоры пока не имеют практического применения. Люди замкнулись в себе, ко всем безразличны, часто безпринципны и даже бессовестны. Многие стали отвратительны внешне и жалки внутренне. Веру они назвали безумием, похоронили правду, порвали с бесценными идеалами вероучения
Человечество все чаще отвергает единственно верный фундамент, на котором можно строить то, что заслуживает строительства. Оно пытается достичь благоденствия без любви к Богу и человеку. Людям кажется, что причин современных неудач много, но ведь только одна причина, из которой все остальное вытекает — нарушение главной заповеди Христа — возлюби! Как ни странно, мир полон страждущих, нуждающихся в нашей помощи, полон жертв несправедливости, безнадежности и отчаяния. Поэтому не надо спрашивать, что делать, а, сознавая себя человеком, скорее проявить любовь.
Без заповеданной Христом любви к человеку, мы не люди, а бездушные изваяния, засохший гипс. О древних христианах говорили, что они хвалили Бога и находились в любви у всего народа.
Вспоминается из русской классики герой Максима Горького, который любил все на земле, кроме человека. «Людей я не люблю, — говорил он, какие это люди; если они друг другу помочь не могут!»
О людях, не имеющих истинной любви ни к Богу, ни к ближним, Пушкин писал в Борисе Годунове: «Они любить умеют только мертвых». Горький эту мысль выражает словами: «У, нас кроме покойников, никого жалеть не умеют».
Итак, Христос и только Он завещал любить людей, как самих себя. Но, люди, захлестнутые политикой и бизнесом, разучились любить себя, поэтому слова Сократа — познай самого себя — стали актуальными в наши дни. По мере того, как человек познает себя, он приходит к печальным открытиям, убеждаясь, что всю жизнь имел о себе ложное представление.
Вот почему Христос ставит главным условием следования за Ним самоотречение, обуздание самого себя, что для современного человека очень трудно.
Говорят, что Петр Великий издал закон, запрещающий помещикам избивать крепостных, а нарушивших рассматривать как ненормальных, нуждающихся в опекунстве, неспособных самостоятельно вести дела. Спустя некоторое время сам император, рассердившись на садовника, так того ударил, что вскоре последовала его смерть. Петр не мог простить себе это и сказал: я приказываю своим подданным обуздывать себя, а себя обуздать бессилен.
Самообуздание — результат духовного прозрения. Со времен Христа люди поняли, что человек — существо, у которого чело должно быть обращено к вечности.
Когда Христос жил на земле, то грешники, мытари, блудница, разбойник через веру в Него обретали преображенную жизнь, и это продолжается с человечеством сквозь всю историю и доныне, потому что Он есть путь, истина и жизнь.
Миллионы людей из разных племен и народов, все мы нашли в Нем жизнь, полную смысла. Не без основания Александр Блок передает первый стих Евангелия от Иоанна словами: В начале была музыка, потому что Христос — истина, добро и красота. Только уподобление Ему может удовлетворить человека, только выявление Его образа в нас есть цель образования, культурного развития человека. Без Него человеку угрожает нравственное безобразие, о чем так мудро говорит народ, обращаясь к человеку опустившемуся: «Нет в тебе образа» (Божия). Цель жизни человечества есть обожествление его через приближение ко Христу. Так сказал гениальный философ Владимир Соловьев в своей лекцией перед тысячами русских студентов в актовом зале
Возлюбите же ближнего своего как себя, примите всю высоту христианской нравственности и пребывайте с Господом в своей повседневной жизни. Аминь.