ПРАВДИВОСТЬ.«Вестник Александро-Невской Лавры», № 7-8 (40-41), 2007 год.

Ложь — грех, один из самых распространённых недостатков человечества. Нет ни народа, ни страны, где бы не лгали. Множество неправды происходит в мире за одну только минуту. Уже в молодости ложь овладевает человеком, хотя никто этому не учит.

Ещё есть люди, которые думают и проницательно чувствуют опасность, которую не замечают остальные. Конечно, управляя телегой, было больше времени для размышлений, чем современному водителю. Поэтому думают все, но часто поверхностно и поспешно. Существующие опасности остаются незамеченными. Нередко приходится много оправдываться, защищаться от упрёков в невнимательности, необязательности. И здесь на первое место выступает ложь. Это быстрый и легкий путь привлечения к себе внимания, повысить себе цену, чтобы сказали: «мой дорогой».

Лгут, чтобы разбогатеть, чтобы сделать карьеру, чтобы защитить репутацию, уйти от наказания. В своё время запылал Рим, и император Нерон обвинил в поджоге христиан, началось первое кровавое гонение на верующих. Тысячи погибли на аренах цирка и сгорели живыми факелами. Метод притеснения укоренился и живёт.

Вспоминаются слова из популярной когда-то песенки: «это мы не проходили, это нам не задавали». Люди настолько глубоко проникнуты ложью, что даже хорошие дела совершают, прибегая ко лжи и обману. Очень некрасиво, когда лжёт женщина; когда лжёт телевидение, и в заслугу ставится «умелая» неправда и изворотливость. Зрители, не жалея времени, часами наслаждаются примерами лжи среди супругов, политических деятелей, детей. Это нравится, это приветствуется, это раскручивается и этому учатся, подражают, не задумываясь, что ложь приносит множество несчастий.

Ложь чернит, разрушает и убивает людей. Много невинно страдающих из-за того, что кто-то наговорил на них. Лжец заметно разлагается и сам, привыкая видеть всё неправильно. О людях он судит по мере своей испорченности.

Некоторые делают выводы по взгляду и наговорам, по тону голоса, по движению и улыбке. Лжец легко предполагает плохое в жизни, в действиях и поступках других.

Ложь — такой недостаток и грех, что воплощению зла в Священном Писании дано имя: «лжец и отец лжи». Восприятие неправды как достоинства свидетельствует об огромных переменах в образе мышления. Неверное не всегда неверно для современного человека. Поэтому получается, что лгать не всегда плохо, а говорить правду не всегда хорошо.

Марк Твен говорил, что когда человек не знает, что сказать, пусть говорит правду, которая поразит врагов и друзей. Бывает трудно сказать правду, и остаться тактичным человеком. Известна «ложь во спасение». Часто неверно переводятся слова псалма: «ложь — конь во спасение». Думать, что конь всегда может вывести из опасности неверно, ложно.

Люди почему-то лгут с особенной готовностью. Возможно потому, что ложь является быстрым и легким путём проявления к себе внимания и повышения себе цены, сделать в глазах окружающих карьеру, защитить репутацию, избежать наказания.

Лжи всегда сопутствуют неуверенность, сомнение, отступничество, негодование, гнев. Когда истина подменяется ложью, возникают её спутники. Блаженный Августин говорил, что когда движение к истине исчезло или хотя бы немного ослабло, ни в чём уже не может быть уверенности.
Фальшь вкрадывается в отношения людей и разлагает их. Распадаются семьи, сообщества, правительства, появляется недоверие к средствам массовой информации, — словом, никакие взаимоотношения не выдерживают испытания ложью.

Неправда стала распространённым приёмом интриги, самозащиты, продвижения в жизни. Грешники маскируют ложью свои дела, чтобы скрыть истинное лицо. Это заметно в торговле, науке, религии, политике, прессе. Ложь становится ничем не прикрытым распространением неправды.

Ещё в Ветхом Завете говорится, что диавол обольстил Еву, заставив усомниться. Он солгал, сказав, что «нет, не умрёте». В наши дни сатана применяет стратегию лжи, заставляя поверить, что грех не оставляет следов. Всю цивилизацию можно превратить в духовных вредителей, безответственно распространяющих ложные данные, за которыми следуют разрушения жизней, разорванные отношения.

Страшно хоть на минуту представить мир, оказавшийся в подобной обстановке. Поэтому православный должен молиться, чтобы говорить мудро, научиться отыскивать истину в любой ситуации. Правдивость не должна переходить в грубость, истину надо говорить с любовью (Ефес. 4,15). Правде должны сопутствовать милосердие, доброта, понимание.

Тонкой формой лжи и обмана является лесть. Словам льстеца нельзя доверять, гортань его — открытый гроб (Пс.5,10). Льстец губит того, кому льстит, расставляя ловушку с помощью соблазна и гордыни. Людям свойственно драматизировать события. Гнев заставляет произносить преувеличенные угрозы.

Преувеличение подрывает основы добрых отношений, доверие и надежность. Нередко молодой человек говорит, что попал в руки искусителя за неимением опыта жизни. Это — ложь. Любое падение совершается по отсутствию доверия к правильному пути. После нашего решения начинается действие Божие. «Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы все члены друг другу» (Ефес.4,25)

Лжец — враг души. Он приходит, как обманщик на базаре, с фальшивым счётом на ваше имя. Некоторым можно верить только до тех пор, пока вы их видите, новая компания меняет их. Подобно воде, они кипят или замерзают в зависимости от окружающей температуры. Многие поступают так вследствие отсутствия принципов. Они подобны флюгеру, вращаются по ветру.

Узнать их настоящее лицо также трудно, как снять мерку с луны. Они верят в то, что выгоднее. Они плывут всегда по ветру, откуда бы он ни дул… Им очень хочется стать хорошими товарищами, поэтому они приветливы, вступают в общение со всеми. Опытные люди советуют беречься тех, чьё отечество в царстве лжи. Они подобны гребцам, которые смотрят в одну сторону, а едут в другую.

Диавол заставил поверить, что богатство и собственность делают человека счастливыми, что успех определяется машинами и домами, что свобода — это возможность делать желаемое.

Делать, что хочешь! Это навязывается. Распутство, жизнь без пут, без ограничений, без комплексов. Всё это — повторение прошлого. История знает такое поведение и последствия. Апостол Павел описывает нравственную жизнь, не закрывая её картинами лесов и африканских джунглей. Он говорит о действительной жизни культурных центров того времени, нравственном облике цивилизованных людей.
Задолго до апостола Павла около Ефеса появились первые философы, стали думать, что пробудился разум, и открылась страна неограниченных возможностей. Но цветок опал, плод созрел, содержание оказалось горьким.

Какой была могучая Римская империя, которая, завоевав Грецию, обещала закон, порядок, зажиточность. Пали и Рим, и Греция, снедаемые неправдой, моральным разложением.

«Мерзость пред Господом уста лживые» (Притч. 12,22). Тот, кто близок к Богу, ходит непорочно, делает правду, говорит истину в сердце своем, кто не клевещет языком, не делает искреннему своему зла, не принимает поношений на людей (Пс.15,2).

Любое ложное показание, наносящее вред невинным называется «лжесвидетельством». Упражняющийся в этом, не останется ненаказанным, «кто говорит ложь, не спасется» (Притч. 13,5). Этим средством Диавол хочет обратить человека в оружие, наносящее ущерб славе Божией. Некто сказал, что у греха много инструментов, но ложь- это рычаг, приводящий их в действие.

Это надо чаще приводить на память, потому что человек постоянно находится в обстановке ложных выводов и заключений. Обманывать — значит заблуждаться и вводить в заблуждение. Сеется недоверие, сомнение и непоправимый вред репутации. Во всех случаях надо учиться воздерживаться от преждевременных заключений до появления окончательной информации.

Множество страданий понесли люди от поспешных решений и обещаний. Ещё живы те, кто помнят, когда идеологи коммунизма внушали, что Сталин был одновременно великим политиком, самым большим стратегом, величайшим лингвистом, учёным и философом. Люди верили, что простой человек, в прошлом сидевший в тюрьме за грабёж, был «непогрешим». После его смерти тем же людям сказали, что Сталин был величайшим массовым убийцей в истории.

Эта ложь пошла дальше. В 1959 году партия без партнёров заявила, что через пять лет СССР догонит и перегонит высокий материальный стандарт США. Генсек Хрущёв заявил, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Он обещал по телевизору показать «последнего попа» в стране. Обманным путем обещалось создание коммунистами братства среди народов.

Говорить правду — лучшая политика. Человек может быть интеллектуально развитым, культурным, понимающим искусство, живопись, музыку, но иметь приглушённую совесть и быть слепым. Культура не освобождает от грехов. Первое требование, которое апостол Павел предлагает — отвергнуть ложь. Обязанность православного — говорить истину. Ложь следует преодолеть, помня, что софизм, изворотливость не приносят пользы. Христос — Победитель лжи. Он искупил человечество от греха и нам нужно подвизаться в умножении правды.

Несмотря на недостатки мира, в людях осталось стремление к добру. Ещё никому не удалось воспрепятствовать проникновению в мир добрых божественных мыслей. Отчуждение происходит по причине невежества и ожесточения. Невежество надо лечить не с головы, а с сердца. Невежество и ожесточение идут вместе.

С греческого языка ожесточение означает: «затвердевшая кожа». Сердце, много грешившее, становится чёрствым, нечувственным.

Известны случаи, когда люди лгут с ненасытностью и не замечают этого, делая грех ревностно и с интересом, часто ссылаясь на пушкинского Германа, что «наша жизнь — игра», человек ищет возможности солгать. Для этого он увлекает других, соблазняя и, если нужно, угрожая.
К сожалению, приходится наблюдать, что некоторые интеллектуалы помрачены в разуме. Жизнь, считавших себя просвещёнными, бывает бессодержательной, с неудовлетворёнными поисками. Становится понятным необходимость молитв в утренние часы. Пока ум не занят неправдами жизни, надо обратиться к Богу за помощью, ясно понять вечные божественные планы. Тогда будет меньше ссор из-за мелочей, преткновений, падений. Когда человек не читает утренних молитв, он как бы говорит: «Господи, сегодня днём я обойдусь без Тебя», и здесь сквозит ложь. Невозможно обойтись без Бога. Молясь утром, человек составляет программу на весь день, поднимая взор горе: «Отче наш, иже еси на небесех», потом выражает свои нужды: «хлеб наш насущный даждь нам днесь», старается подумать о себе и других: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». В конце молитвы просим о нашей защите: «избави нас от лукаваго».

Да, без молитвы жизнь в опасности. Молитва вводит в небесную сферу, очищает мысли, укрепляет веру, избавляет от лжи. Очень важно закрепить такое настроение надолго.

Сатана внушает, что самоволие должно заменить все авторитеты. Господство Бога отвергается, как не соответствующее духу времени. Отсюда причины нестроений. Некоторые отдают жизнь за деньги, за собственность, за множество подобных вещей. Некоторые просто изощряются, стараясь достичь «высоты». Не случайно пёсик из детского мультфильма советует: «если у тебя нет хвоста, виляй улыбкой».

Но в людях всё-таки остаётся стремление к добру. Находятся люди, которые способны видеть, распознавать лукавство духов злобы. Враг старается поколебать взгляды православного верующего. Одним он говорит, что учение слишком ограниченно, примитивно; другим — чересчур строго и неприменимо в жизни.

Господь помогает обнаруживать ложь и лукавство и защищает православного в борьбе с неверными взглядами. Любое предательство и обман разрушают доверие в людях, распадается семья, рабочий коллектив, прекращается партнерство. Некоторые так лгут, что не замечают этого, а когда опомнятся, то новую фразу начинают со вставки: «честно говоря», показывая, что сказанное до этого было не совсем правдиво.

Рассуждая о важной теме — о судьбе внеземной души, вспомнился афоризм Монтеня: «Смерти учит, кто учит жить».

Дождь разлуки из смерти тучи
Хлещет в дверь каждой души.
Тот умирать людей научит,
Кто научит их верно жить.

В день, когда на белом свете
Упадёт на нас смерти тень,
Учит жизни, кто учит смерти,
Утверждает Мишель Монтень.

К Богу ближе, будет лучше
От отца удалимся лжи.
Только тот умирать научит,
Кто научит православно жить.

Часто жизнь обрывает случай,
Потому ко Христу спеши.
Тот людей умирать научит,
Кто научит их верой жить!

Жить для Бога, трудясь для ближних,
Чтоб не страшен был грядущий день,
Смерти учит, кто учит жизни!
Прав мыслитель Мишель Монтень.

Ложь и лукавство не имеют цены и цели, кроме одной — проводить сатанинские замыслы в жизнь, отстраняя любую мысль о вечности, о Боге, о порядочности вообще.

А люди верующие и думающие говорят о земной жизни и о переходе в вечность.

МЕЦЕНАТЫ – ДЕЛАЮЩИЕ ДОБРО. «Вестник Александро-Невской Лавры», № 1-3 (16-18), 2005 год

Как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать — так вере живой свойственно обнаруживаться в добрых делах (свт. Тихон Задонский)

Отрадно, что в наше время люди осознали необходимость делать добро всему окружающему. Как ни странно, жившие задолго до нас это помнили постоянно и соблюдали, потому что доброта — естественное состояние души богосозданного человека.

Святое Предание гласит — в Палестине, недалеко от Иерихона, жил преисполненный добродетели человек, который, узнав, что кто-то по бедности не в состоянии засеять свое поле, отправлялся ночью на поле несчастного бедняка и засевал его своими семенами. Останавливаясь в монастыре святого Георгия Хозевита, он выходил на дорогу от Иордана к Иерусалиму, неся хлеб и воду для помощи нуждающимся. Видя утомившегося путника, брал его груз и провожал до горы Елеонской. Потом шел на ту же дорогу, помогал путешественнику, идущему до Иерихона. Люди видели, как он нес тяжесть. Покрытый потом, он иногда садился и чинил обувь прохожим, имея при себе инструмент. Если находил на дороге мёртвого, погребал.

В наше время есть примеры доброделания. В 60-е годы минувшего столетия на Васильевском острове в Санкт-Петербурге жила женщина, которая в течении восьми лет ежедневно утром и вечером ухаживала за прикованной к постели больной. Принося горячую пищу, меняя бельё, подвижница бескорыстно делала всё необходимое. Родные и близкие появились только после смерти, чтобы получить жилплощадь и наследство. Не случайно я здесь употребил слово «подвижница», ибо эта благочестивая женщина совершала подвиг, двигалась духовно к Богу через добрые дела, через молитву в Православных храмах, через приятие таинств святой Церкви.

Со временем люди все более стали отдавать предпочтения материальным благам над духовными, стали насмехаться над подобными примерами добротоделания и добротолюбия. Заразились этим и в России, где люди стали забывать, что их предки употребляли довольно значительные средства из своих доходов на создание благотворительных и культурных учреждений.

Само знание становится поверхностным и наши соотечественники даже перестали задумываться об истинном значении произносимых слов, а ведь слово «культура», например, имеет два корня: культ — почитание, уранос — небо, свет, то есть — почитание Невечернего Света, который пришёл с Неба, став человеком.
Известнейшие русские меценаты братья Третьяковы создали знаменитую галерею, ныне носящую их имя. По их следам пошли Цветков и Щукины. Солдатенков основал книгоиздательство, оставив капитал на сооружение большой больницы на Ходынском поле и на основание Ремесленного училища для подготовки фабричных рабочих.

К. С. Алексеев прославил Москву основанием Художественного театра. Люди не рубили вишнёвые сады, как Лопатин (Чехов называл пьесу «Вишневый сад»), но бережно хранили культурное духовное наследие, восстанавливая пруды, парки, ставя спектакли.
В первой половине XIX века выдвинулась семья Боткиных. Именем знаменитого врача и общественного деятеля Сергея Петровича Боткина названы известные больницы в Санкт-Петербурге и Москве.

Московский коммерсант из семьи Бахрушиных создал театральный музей, Щукины подарили Исторический музей и Психологический институт. Савва Иванович Мамонтов навсегда запомнился, как основатель частной русской оперы, из которой вышел К. Станиславский. Члены семьи Рябушкиных проявили себя в области церковного строительства, собирания старинной иконописи, в создании художественного журнала, типографии, газеты, в поддержке научной авиации, устройстве камчатской экспедиции.

Не так давно, в конце 50-х годов прошлого столетия, в Северной столице, митрополит Елевферий, митрополит города на Неве, покои которого находились в несуществующей тогда Александро-Невской Лавре (еще закрыт был и Свято-Троицкий собор) ежемесячно устраивал концерты духовной музыки для студентов Духовных школ и интеллигенции города. Профессор Лев Николаевич Парийский регент храма Симеона и Анны и Князь-Владимирского собора, композитор, профессор Богословия, делал для слушателей сообщение о композиторах (еп. Феофане, Бортнянском, Чайковском и др.), хор Кафедрального Николо-Богоявленского собора исполнял их произведения.

В 1956 году Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры был передан Русской Православной Церкви. Коммунистические власти не решались ликвидировать его, так как богатая история Лавры и известность ее как памятника архитектуры за рубежом были велики, но и реставрировать не хотели по причине больших затрат. Советское государство думало, что Церковь не осилит такой ремонт, но идеологи коммунизма забыли, что вера в людях неистребима — поднялись все верующие города, несли ценности, деньги, иконы, а кто не мог, трудились своими силами.

Первую Божественную Литургию в открытом соборе совершил почётный настоятель Преосвященный Алексий, епископ Лужский (Коноплев, в последствии митрополит Тверской). Он обратился с молитвенным благодарственным словом к молящимся в переполненном соборе, подчеркнув, что видел, как старушки в цилиндрических очках тащили тяжёлую доску или камень, как выгребали завалы мусора. В знак благодарности Владыка в полном архиерейском облачении совершил на амвоне земной поклон народу, сказав, что нет достаточной благодарности за совершившееся чудо. Собор рыдал слезами умиления и радости.
Каждый труженик по восстановлению собора явился меценатом, и его имя записано в Синодике Лавры для поминовения за Проскомидией.

Позднее, в 70-е годы прошлого столетия, своеобразным меценатом был и Высокопреосвященнейший Никодим (Ротов), завещавший похоронить его на братском кладбище Александро-Невской Лавры. Тогда это казалось нереальным, т. к. кладбище было закрыто, в Никольском храме располагалась мастерская по выпиливанию фигурок поэтов, вождей и «основоположников научного коммунизма», «вождей мирового пролетариата» из мрамора. Мрамор добывали тут же, на кладбище из варварски сорванных крестов, надгробий и памятников.
Богоборческие структуры намеревались проложить прямую асфальтированную дорогу, сравнять кладбище с землёй. Владыка Никодим опередил, разрушил задумки «отцов города» и сейчас Благословляет с горних Вершин верующих.

Помнится, он пригласил на зимний декабрьский праздник памяти св. Александра Невского священнослужителей в клобуках и перед выходом на литию, увидев «монахов множество», вполголоса восторженно произнес: «Процвела Александро-Невская Лавра!». Слова оказались пророческими.
Владыка Никодим сохранил все бывшие до него приходы северной столицы в годы жесточайшего гонения на Православную Церковь. Однажды его секретарю звонит по телефону уполномоченный совета по делам религии Г. С. Жариков и сообщает, что в небольшом тогда посёлке Вырица находятся два прихода: ап. Петра и Павла и Казанской Божией Матери, которые не пребывают в мире и часто приходят письменные жалобы, взаимные обвинения. А в других местах, например, от Финляндского вокзала до Выборга нет ни одного храма. Лукавство сквозило в словах представителя власти, который воспользовался отсутствием управляющего митрополита Никодима, через молодого тогда секретаря, решил закрыть один приход в Вырице.

Пришлось очень насторожиться, хорошо подумать, т. к. в те времена нельзя было перечить очень строгому и известному своей жестокостью уполномоченному. Ночью Господь внушил написать бумагу с просьбой разрешить богослужение в Казанской церкви по воскресным дням и большим праздникам. В документах, представляемых уполномоченным в Совет Министров, этот приход считался закрытым, а фактически храм функционировал. Если бы, хотя на один день он был закрыт, «творческая комсомольская молодежь» распорядилась бы его разорить. Но вернулся митрополит, назначил деятельного настоятеля, пригласил иностранную делегацию, которая много фотографировала и вскоре выпустила журнал, где в цветном изображении внутри и снаружи представлялся Казанский Вырицкий храм. Приход стал известным на весь мир.

Прошло много лет, люди частично забыли тяжёлое прошлое, но нынешний настоятель Казанского храма протоиерей о. Алексий Коровин знает, помнит историю своего прихода и молится о меценатах, сохранивших его в годы лихолетия.

Недавно меценаты сделали достаточный вклад в воссоздание Свято-Успенского Тихвинского монастыря и помещения в нём иконы Божией Матери. Известны добрые дела меценатов и в реставрации обители на Валааме.
На многих зданиях школ, приютов, больниц можно прочитать имена купеческих фамилий, старавшихся помочь людям. Добросовестные доктора, труженики просветительских учреждений говорят, что физическое состояние человека прямо связано с его настроением. Сообщить хорошее настроение трудно, легче его испортить. Меценаты умели создавать, зная, что процесс выздоравливания во многом зависит от психологического состояния, от настроения. Не каждому известно, где, в чем, в Ком источник настроения, как его поддержать, чтобы оно, как солнышко с облачного неба, не уходило.

Сообщения эти интересны в связи с воспоминаниями о меценатах, старавшихся облагородить людей, русскую нацию. Важно показать, как проводить досуг, чем увлекаться, от чего отвращаться. Очень важно творить благо другим посредством молитвы, добрых советов, приобщения к Святому Православию. Каждый нуждается в словах ободрения и поддержки. Поэтому христианин может и должен быть меценатом. Хорошо говорит Анна Ахматова о таком виде добра:

Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе,
Ты, в своих путях всегда уверенный,
Свет узревший в шалаше.
И тебе, печально-благородная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.
В этой жизни я немного видела,
Только пела и ждала.
Знаю: брата я не ненавидела
И сестры не предала.
Отчего же Бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это ангел мне указывал
Свет, невидимый для нас?

Подкатегории