ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. "Печорская правда", 25 мая 1991 года



Историю Божия домостроительства обычно делят на три части: период Бога Отца, начиная от сотворения мира, период Бога Сына, когда Иисус Христос родился, жил на земле, пострадал, умер, воскрес, искупив человечество, период Бога Духа, когда свершилось чудо сошествия на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Праздник Сошествия Святого Духа называется праздником Святой Троицы. В спасении человека с этого дня ощутимо участвует Отец, Сын и Дух — Троица Единосущная и Нераздельная. Сорок дней Воскресший Господь находился на земле с учениками, а во время Своего Вознесения обещал другого Утешителя от Отца. Ровно через десять дней настало это долгожданное Событие.

На праздник Пятидесятницы (50 дней после Пасхи) в Иерусалим собралось много народа. Рассеянные по свету евреи прибыли поклониться Богу и принести жертву. Здесь находились люди из Парфии, Мидии и Елама (эти страны были между Каспийским морем и Персидским заливом). Евреи переселились сюда за 700 лет до Рождества Христова. Были и правоверные иудеи с западного побережья Малой Азии. Пришли на праздник паломники из Египта и берегов Средиземного моря.

Ученики Христовы и Божия Матерь в это время тоже были в Иерусалиме, молились, постились, готовясь к достойному принятию обещанного Святого Духа. Внезапно раздался великий шум, подобно буре, и Дух Святой в виде огненных языков сошел с небес и остановился на каждом из них.

В сошествии Святого Духа люди получили разные языки и с помощью их привели многих к единству в деле прославления Бога и поклонения Ему.

Осененные апостолы просветились и утвердились в Боге, они окончательно поняли искупительное значение явления в мир Иисуса Христа.

Теперь все знали, что Бог един, но троичен в Лицах. Троица была всегда. Она в древности являлась патриарху Аврааму в виде трех странников, в событии Крещения Христа, во время Преображения. Единство во множестве можно наблюдать в окружающем нас мире. Так, белый свет, проходя через призму, разлагается на семь цветов радуги, цветок имеет три состояния: закрытый бутон, слегка распустившийся, окончательно расцветший. Много можно приводить аналогий троичности в единстве.

Преподобный Андрей Рублев в иконе «Троица» хорошо выразил множественность в единстве. Троица — самая совершенная форма выражения единства. Глядя на икону, человек понимает, что все части в ней едины и неделимы.

Для окончательного познания Троицы нужна вера, одного увиденного недостаточно. Ведь так и в жизни. Встречая человека, нас поражает его лицо, но ведь за лицом стоят ум, сердце, человеческая судьба, но всего этого не видно, а мы хотим с этим познакомиться, увиденное нас не вполне удовлетворяет.

Русская Православная Церковь имеет древний обычай украшать на Троицу зеленью и цветами церковь, дома. Это указывает на разнообразные Дары Святого Духа. Этим она дает понять, что Святой Дух сходит на тех, кто процветает в добродетелях, как деревья в листьях. Все христиане знают, что действие Святого Духа производит возрождение в людях, и они могут одерживать победу. При наличии доброй воли человек с помощью Божией может достичь высот духовной жизни. Таинства Церкви подают благодатную помощь посредством действия в них Святого Духа.

Архимандрит ЕЛЕАЗАР,
Псково-Печорский монастырь.

Статья опубликована в газете
"Печорская правда"
25 мая 1991 года

БОГОВОПЛОЩЕНИЕ. "Печорская правда", 06.01.1992г.

 

ФАКТ величайшего события Рождества Христова описан на страницах Священного Писания евангелистами и предсказан пророками в Ветхом Завете. Сегодня хочется сказать о том, что жизнь Спасителя была святой, Его слово было истинным, Его характер был олицетворением Истины. Никогда не было в мире более высокого, более подлинного, чем Иисус из Назарета.
Без малого двадцать веков прошло с того момента, но и сегодня он является средоточием человечества и его поступательного движения. Он вдохновлял людей сквозь все перемены жизни, случавшиеся на протяжении двадцати столетий, сумел повлиять на все эпохи, народы, темпераменты и условия, явил пример добродетели и побуждал людей следовать ей. Описание трех лет Его деятельности сделало больше для возрождения и смягчения человечества, чем все умствования философов и призывы моралистов вместе взятых.
Он не написал ни одной книги, но все библиотеки не вместят книг, говоривших о Нем. Он не сочинил ни одной песни, но дал тему для стольких песен, сколько не дали композиторы вместе взятые. Он не основал ни одной школы, но все школы мира не могут сравниться таким количеством учеников, как у Него. Он никогда не командовал армией, но ни один государственный деятель не имел добровольцев, которые по приказу заставили бы мятежников сложить оружие и сдаться без единого выстрела.
И это Тот, Кто родился в глухой деревушке, сын крестьянки, до тридцати лет работал плотником, потом три года был странствующим проповедником. У Него никогда не было дома, Он никогда не занимал общественной должности, никогда не имел семьи. Он не получил никакого образования. Ни разу в жизни не был Он в большом городе и не удалялся больше, чем на триста километров от родной деревни.
Он не совершил ничего такого, с чем обычно связывают представление о великом человеке. Он ничем не может вызвать человеческого восторга, кроме Самого Себя. Он был молодым, когда народ стал преследовать Его, друзья отвернулись, один из них предал.

Тем не менее, прошли века и все говорят о Нем, ориентируются на Его учение. Например, выдающийся гений Гете, которого никак нельзя заподозрить в симпатиях к религии, в последние годы жизни, оглядываясь на мировую историю, был вынужден признать, что если когда Божество и появлялось на земле, то в личности Иисуса Христа, и человеческий ум, как бы далеко ни заходил во всех других областях, никогда не сможет перерасти высоты и нравственного достоинства христианства, сияющего в Евангелиях. «Я ни на секунду не сомневаюсь в подлинности Евангелий, ибо от них исходит отраженное величие высочайшей натуры, рожденное личностью Иисуса Христа, самое Божественное величие, которое когда-либо нисходило на эту землю».
Руссо спрашивал, что может ли Тот, о Ком пишут Евангелия, быть и человеком? Сколько доброты и чистоты в Его поведении, сколько трогательной добродетели в Его учении! Как высоки Его афоризмы, сколь мудры Его рассказы! Как умны, как изобретательны в своей справедливости Его ответы! Да, жизнь и смерть Сократа – это жизнь и смерть философа, а жизнь и смерть Иисуса – это жизнь и смерть Бога.
Многие отмечали, что Спаситель был слишком велик для Своих учеников. В свете Его простых слов люди чувствовали, что учение Его раскачивает весь привычный мир. Христос заставлял людей забывать маленькие личные отговорки, придуманные, чтобы избежать службы на благо общества и всеобщей человеческой любви.
Он был словно грозный нравственный охотник, вытаскивающий людей из нор, в которых они находились. В ослепительном сиянии Его царства не было места ни собственности, ни привилегиям, ни гордости, ни сословиям, никаким движущим силам, кроме любви.
И не удивительно, что ошеломленные и ослепленные люди принялись травить Его. Даже ученики вопили, когда попадали под этот свет. Не удивительно, что римские солдаты, столкнувшись с чем-то, что было намного выше их понимания и угрожало всей их дисциплине, нашли выход в диком хохоте, увенчали Его терновым венцом, одели в пурпур, осмеяли как Царя Иудейского.

Принять Христа всерьез означает войти в непривычную и тревожную жизнь, бросить свои привычки, управлять своими инстинктами и порывами, плыть против течения и испытывать невероятное счастье. И не удивительно, что до настоящего времени этот Галилеянин слишком велик для наших маленьких сердец. Какие бы ни ожидали нас сюрпризы в будущем, Христос никогда не будет превзойден.
И сегодня, отмечая Рождество Христово, люди свидетельствуют, что воздействие Христа на общество нисколько не ослабело за двадцать веков христианства. Он ежедневно продолжает радикально преображать человеческие жизни. Становится все яснее, что по влиянию на историю Спаситель является величайшим из когда-либо живших на нашей планете. Влияние это нисколько не уменьшается, а продолжает расти.

С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ И БЛАГОПОЖЕЛАНИЯМИ!

Архимандрит ЕЛЕАЗАР,
кандидат богословия.

Статья опубликована в газете
"Печорская правда"
6 января 1992 года

Подкатегории