ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

Ежегодно за неделю до начала Великого поста православная церковь вспоминает всех, от века усопших православных христиан, веру в связь церкви торжествующей (небесной) с церковью воинствующей земной. Последняя ведет брань против зла, первая молит Бога о помощи людям в этой борьбе. Поскольку не все из живущих на земле достигли победы в этой борьбе, не устояли, то за них совершается молитва, чтобы Господь ослабил участь и причислил их лику избранных.

Для Царства Божия нет цены, но каждый человек должен отдать за него все, что имеет. Так, апостол Петр отдал свои сети, которыми ловил рыбу на Галилейском озере, бедная вдова отдала последние две монеты. А тот, у кого есть миллионы, должен их все отдать, чтобы приобрести Небесное Царство, у кого нет ничего, должен отдать свои желания.

Поминовения усопших основаны на вере христиан в загробную жизнь, что смерть не уничтожает человека, а лишь разлучает душу с телом. Спаситель говорит о смерти, как о сне, об успении. Священное Писание учит молиться друг за друга и за всех, помнить и поминать своих наставников, которые призывали к добру. Поэтому из древности установлены дни особенного поминовения умерших, одним из которых является суббота так называемой «мясопустной седмицы», в этом году приходящаяся на 29 февраля.

Особенную помощь оказывают умершим молитвы в эти дни за Божественной Литургией, которая является духовной сферой, где верующий вступают в тесное и таинственное единение с Господом.

Священник вынимает за умерших частички из просфор, которые потом погружаются в Чашу с Телом у Кровию Христовой с произнесение молитв, чтобы Господь отмыл грехи поминавшихся. Каждому дорога память близких умерших людей, все испытывают скорбь о потере родственников и желают им успокоения со святыми.

Благотворны и дела милосердия. Иоанн Златоуст говорит, что многие получили пользу от милостынь, совершаемых за них другими, и не напрасны бывают приношения за умерших, не напрасны милостыни. Все это установил Дух Святый, чтобы приносили друг за друга взаимную пользу. Облегчается участь скончавшегося грешника частыми молитвами и милостыней

Само собой разумеется, что большое, даже воспитательное значение имеет молитва за умерших для живущих на земле. Они уходят их храма в этот день обновленными, немного чище, несколько лучшими и более человечными. По крайней мере, до тех пор, пока вновь не захлестнет человека обыденная суетная жизнь, он сохраняет особое отношение ко всему окружающему и ближнему. Это могут подтвердить все, кто совершает молитвы за своих родных и близких. В этом и есть причина, что люди заполняют в дни особенного поминовения храмы Божии в городах и селах.

И неслучайно. Ведь христианское поминовение усопших восходит в глубокой древности. Еще в Ветхом Завете был обычай преломлять хлеб при гробах, раздавая неимущим.

Например, Иуда Маккавей, являвшийся вождем еврейского народа, веруя в воскресение мертвых, сам приносил Богу умилостивительную жертву в Иерусалимский храм, и просил священников молиться о прощении грехов воинов, на поле брани жизнь свою положивших. Об этом можно прочитать во второй Маккавейской книге Библии в 12-й главе.

Первая христианская церковь, будучи три века гонимой, совершала богослужения на гробах, на кладбищах, потому что все нелегальные общества были запрещены, кроме погребального, которое занималось захоронением тех, кто не имел родственников и близких.

Постепенно сложился чин службы похорон, который в настоящее время является одним из чудесных богослужений, когда люди видят усопшего, ушедшего в божественный покой. Она начинается призыванием, в котором говорится, что Бог благословен за жизнь человека и благословен за его смерть. У гроба стоят на потому, что умер человек, а потому что он жил и оставил след, он посеял семена, которые произрастут.

Когда Христос стоял перед лицом смерти, то говорил, что никто не отнимет у Него жизнь. Он свободно отдает ее. И если бы люди Его любили, то радовались бы. Человек думает о смерти как о разлуке, но забывает, что она есть встреча живой души с живым Богом.

Архимандрит Елеазар,

кандидат богословия.

29 февраля 1992 года.

Сретение Господне

Сретение Господне.
В этот праздник отмечаемый, ежегодно 15 февраля по новому стилю, вспоминается принесение Христа Пресвятой Девой в Иерусалимский храм после исполнения дней очищения, для установленного законом Моисея выкупа. Хотя божия Матерь и не имела нужды в очищении, однако пришла в храм, чтобы исполнить закон.
Младенец был встречен праведным Симеоном, который в священном восторге воздал хвалу и благодарение Богу, исполнившему его ожидание. Взяв на руки Спасителя, он сказал, что теперь Господь отпускает раба Своего с миром, потому что он увидел Свет для откровения язычников и славу народа Израилева. Эти слова свидетельствовали, что тайна Божия открыта Симеону, который потом обратился к Приснодеве Марии и, указав на Христа, сказал, что Он будет для многих восстанием и в знамение пререкаемо, а Божией Матери душу пройдет оружие, что исполнилось во время страданий и смерти Господа.
В это время в храме находилась Анна, которая была праведной по жизни. Она тоже присоединила вдохновенный голос к голосу Симеона, славя Бога и вещая, как пророчица о Младенце. Совершив все положенное, Пресвятая Дева и праведный Иосиф вернулись в город Назарет. От события встречи Христа с праведным Симеоном получил название и сам праздник. Этот день есть сороковой после Рождества Христова.
Начало торжественного празднования Сретения Господня относится ко времени императора Юстиниана (541–542). В конце 541 года в Константинополе появилась сильная моровая язва, продолжавшаяся три месяца и под конец ежедневно поражавшая смертью 5–10 тысяч человек. К этому бедствию присоединилось другое — землетрясение в Антиохии, которое разрушило много зданий и погибло достаточно народа. В праздник Сретения было совершено большое моление за избавление от зол, и бедствие прекратилось. Событие, о котором рассказано в Евангелии, стало повсеместно отмечаться во всех православных храмах.
Пример Спасителя и божией Матери, исполнивших все положенное по закону, научает православных исполнять правила и обряды Церкви, напоминает о посвящении Богу, Которому необходимо приносить всю жизнь, жизнь чистую и благодатную.
Праздник Сретения научает обращаться к Господу во всех бедствиях, которые постигают человека. Это помнил Псково-Печерский монастырь, воздвигнув храм в честь Сретения Господня в то время, когда в окрестностях свирепствовала эпидемия болезни. Храм соединил ризницу монастыря с Благовещенской церковью.
По церковному Уставу праздник относится к богородичным, потому что Божия Матерь принесла Христа в храм, но в богослужении прославляется Христос Спаситель, праведный Симеон и Анна. Праздник имеет много особенностей господского торжества. Праведный Симеон ждал именно прихода в мир Господа. Являясь одним из 70-ти переводчиков-толковников Священного Писания, которому выпала для перевода книга пророка Исаии и дойдя до слов, что Дева во чреве приимет и родит Сына, решил слово «Дева» заменить словом «жена». Тогда ему явился ангел и сказал, что следует верить написанному. Также было сказано, что Симеон не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнения этих слов. Таким образом, человек жил долго и переживал, потому что все умирают, а он живет.
Когда произошла эта встреча, праведный Симеон, облегченно произнес слова, в которых сказано, что сегодня отпускает его Бог с миром, потому что глаза увидели спасение, увидели Того, Кого так долго ждали.
Обычай приносить младенцев в храм сохранился до настоящего времени, чтобы сделать сорокадневного малыша членом семьи Господней и помолиться о нем. Мать приходит в церковь вместе с новорожденным. Священник ждет ее у входа, берет из рук ребенка и читает молитву. Потом совершается воцерковление, когда священник несет младенца внутрь храма, останавливаясь и делая образ креста у входа, посередине и около алтаря. Если это мальчик его несут в алтарь. Во всех молитвах, связанных с этими действиями, вспоминается праведный Симеон и другие обстоятельства события.
Русские верующие хорошо помнят об этом церковном установлении и спешат в церковь для совершения необходимого, получают Божие Благословение, и Господь хранит мать и младенца в течении всей их жизни.
Архимандрит Елеазар.
Кандидат богословия.
15 февраля 1992 года.
●ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. ПЕЧОРСКАЯ ПРАВДА.

Подкатегории