ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. "Печорская правда", 25 мая 1991 года



Историю Божия домостроительства обычно делят на три части: период Бога Отца, начиная от сотворения мира, период Бога Сына, когда Иисус Христос родился, жил на земле, пострадал, умер, воскрес, искупив человечество, период Бога Духа, когда свершилось чудо сошествия на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Праздник Сошествия Святого Духа называется праздником Святой Троицы. В спасении человека с этого дня ощутимо участвует Отец, Сын и Дух — Троица Единосущная и Нераздельная. Сорок дней Воскресший Господь находился на земле с учениками, а во время Своего Вознесения обещал другого Утешителя от Отца. Ровно через десять дней настало это долгожданное Событие.

На праздник Пятидесятницы (50 дней после Пасхи) в Иерусалим собралось много народа. Рассеянные по свету евреи прибыли поклониться Богу и принести жертву. Здесь находились люди из Парфии, Мидии и Елама (эти страны были между Каспийским морем и Персидским заливом). Евреи переселились сюда за 700 лет до Рождества Христова. Были и правоверные иудеи с западного побережья Малой Азии. Пришли на праздник паломники из Египта и берегов Средиземного моря.

Ученики Христовы и Божия Матерь в это время тоже были в Иерусалиме, молились, постились, готовясь к достойному принятию обещанного Святого Духа. Внезапно раздался великий шум, подобно буре, и Дух Святой в виде огненных языков сошел с небес и остановился на каждом из них.

В сошествии Святого Духа люди получили разные языки и с помощью их привели многих к единству в деле прославления Бога и поклонения Ему.

Осененные апостолы просветились и утвердились в Боге, они окончательно поняли искупительное значение явления в мир Иисуса Христа.

Теперь все знали, что Бог един, но троичен в Лицах. Троица была всегда. Она в древности являлась патриарху Аврааму в виде трех странников, в событии Крещения Христа, во время Преображения. Единство во множестве можно наблюдать в окружающем нас мире. Так, белый свет, проходя через призму, разлагается на семь цветов радуги, цветок имеет три состояния: закрытый бутон, слегка распустившийся, окончательно расцветший. Много можно приводить аналогий троичности в единстве.

Преподобный Андрей Рублев в иконе «Троица» хорошо выразил множественность в единстве. Троица — самая совершенная форма выражения единства. Глядя на икону, человек понимает, что все части в ней едины и неделимы.

Для окончательного познания Троицы нужна вера, одного увиденного недостаточно. Ведь так и в жизни. Встречая человека, нас поражает его лицо, но ведь за лицом стоят ум, сердце, человеческая судьба, но всего этого не видно, а мы хотим с этим познакомиться, увиденное нас не вполне удовлетворяет.

Русская Православная Церковь имеет древний обычай украшать на Троицу зеленью и цветами церковь, дома. Это указывает на разнообразные Дары Святого Духа. Этим она дает понять, что Святой Дух сходит на тех, кто процветает в добродетелях, как деревья в листьях. Все христиане знают, что действие Святого Духа производит возрождение в людях, и они могут одерживать победу. При наличии доброй воли человек с помощью Божией может достичь высот духовной жизни. Таинства Церкви подают благодатную помощь посредством действия в них Святого Духа.

Архимандрит ЕЛЕАЗАР,
Псково-Печорский монастырь.

Статья опубликована в газете
"Печорская правда"
25 мая 1991 года