Вспоминая профессора богословия Духовной Академии в городе на Неве Льва Николаевича Парийского."Вестник Александро-Невской Лавры", № 9-10 (24-25), 2005 год

Слово Божие говорит, что апостол Павел благоговел перед безмерной премудростью Создателя, восклицая: «О, бездна богатства и премудрости, и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советник Ему?» (Римл. 11,33–34).

Человек, являющийся прахом, плотью, всё же делает попытки познать непостижимые тайны, однако, люди знают, что есть Всевышний, но полностью изучить Его Существо нельзя, тогда будет не вера, а чистое знание.

Всем известно, что Бог сотворил небо и землю, а как это произошло, можно лишь догадываться. Будет конец Вселенной, а когда — сокрыто. Люди знают о существовании космоса, изучают законы природы, но не могут полностью объяснить неразгаданные тайны растительного и животного мира. Не понятно даже формирование в организме человека мускулов, мозга, волос, костей.

«Вышших себе не ищи, и крепльших себе не испытуй. Яже ти повеленна, сия разумевай, несть бо ти потреба тайных» (Сир. 3,21).

Апостолы спрашивали о времени конца мира и Господь отвечал: «О дне том или часе никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк. 13,32).

Ограниченный человек не знает даже времени своей кончины, поэтому следует быть готовым постоянно. Ничтожно малое количество времени, к сожалению, тратится бесцельно, безрассудно. Философ Сенека замечает, что люди жалуются на недостаток времени и не знают, что делать со своим временем, проводя жизнь в безделье, лени, делании того, что не имеет значения. Человек говорит, что дни жизни немноги, а поступает, как если бы дням этим конца не было.

Не зная этого, люди враждуют и грешат, а что было бы, если бы они знали? Конечно, беспредельно грешили, покаялись бы в предпоследний день, надеясь на милосердие Божие. Поэтому, «как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24,38).

Тогда все ели, пили, женились, посягали, смеялись над Ноем, который при многолетней засухе строил ковчег и призывал к покаянию. Потом пришли воды потока и поглотили живущих. Так внезапно наступит последний день мира.
Апостолу Иоанну Богослову Господь говорит: «Се, иду, как тать» (Апок. 16,15). Священное Писание часто выражается прикровенно, притчами, надо смиренно просить у Господа вразумления, рассуждать очень осторожно, ориентируясь на святых отцов Церкви, которые заботились об очищении от страстей, сохраняли заповеди, возвышались посредством подвига.

Блаженный Иероним говорит, что Священное Писание, как озеро, настолько мелко, что любой ребенок может напиться из него, не боясь утонуть и настолько глубоко, что просвещенные богословы плавают, не достигая дна.

Святитель Афанасий Великий говорит, что люди должны служить не времени, а Богу. Огромная опасность, плохо зная Священное Писание, толковать его по собственному измышлению.

Мудрый подвижник 11 века в книге «Зеркало» приводит диалог души с плотью. «Скажи мне, рабыня моя, хотя мало что о кончине мира сего: когда она настанет и как? Плоть отвечает: откуда и как придёт Господь, это я могу сказать, а когда это будет, о том никак нельзя узнать. Много раз спрашивали об этом Христа ученики и апостолы, но Он сказал, что никто не знает дня. Если Сам Господь сказал это, как же я тебе о том скажу? Многие рассуждали, но все рассуждения — пустые сказки, ибо никто того знать не может».

Уже в те далёкие времена думали о близости конца мира, однако, «Кто пытается познать непостижимые судьбы Божии, есть наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям» (2 Петр. 3,3). Одно открыто людям, что у Господа «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3,8).

Всевышний не считает время по человеческому, для Него солнце не восходит и не заходит, у Него вечный день. Тысяча лет, как день вчерашний, стража ночная — несколько часов.

Справедливо говорит преподобный Иоанн Лествичник: пагубное дело, испытывать непостижимые глубины судеб Божиих. Пытливые, в корабле гордости плавают, за гордость попускается им впадать во всякие искушения… Апостол Павел не позволяет высчитывать время Пришествия Христова, благоговея пред безмерною пучиною Премудрости Божией (Гал. 4,10).
А в древних чинопоследованиях таинства Исповеди при перечислении грехов спрашивается: «не занимался ли еси математикой?» Никто не может допрашивать Безначального, Неизменного, Присносущного, Бесконечного. Праздное разглагольствование должно прекратиться!

Великому пророку Моисею Бог говорил: «Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих» (Исх. 33,12). Боговидец был лишён утешения войти в Обетованную землю только за одно слово сомнения.

Апостол Петр за одно выражение: «не умыеши ногу Моею во веки» получил ответ: «если не умыю тебя, не имеешь части со Мною» (Ион 13,8).

Преподобный Антоний великий, видя неравенство на земле, не допрашивал Бога и не мудрствовал, а молился, чтобы Господь открыл тайну, и услышал повеление быть внимательным к себе и не испытывать, чего не повелел Создатель.

Страстный, жалкий человек, не имеющий тени великих и святых, не может утверждать, что постиг тайну Божию, узнал время Пришествия Господа. Бог верен во всех словах, во всём, что повелевает или запрещает, открывает или утаивает.

Некто Чарльз Рассел (1852—1916 гг.), произвольно толкуя Библию, предсказывал конец мира в 1914 году, переносил срок на 1915 год. Потом секту «Свидетелей Иеговы» возглавил Джозеф Рутерфорд, определив дату в 1918, 1925, 1942 годах. Журнал «Сторожевая башня» указывает «уничтожение существующей системы» в 1946, 1955, 1975, 1980 годах.
Все «пророчества» ложны, о чем говорит Слово Божие: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей» (Втор. 18,22).

Разговоры о времени конца мира равносильны желанию создать в пробирке полноценного человека, стать божеством, вкусить запретного райского плода, познать всё без исключения.

Одного ученика Воскресной школы с иронией спросили, когда будет конец света, на что мальчик остроумно сказал, что конца света не будет, будет конец тьме.

Спаситель называл Себя — «Светом». Русская Православная Церковь часто произносит: «Видехом Свет истинный», «Во свете Твоем узрим Свет», «Да воссияет и нам грешным Свет Твой Присносущный».

Земля, на которой учил Господь, называется — «белым светом», есть журнал «Вокруг света». В Священном Писании нет выражения «конец света». Пророк Даниил говорит, что в последние времена «умножится ведение». Сатана предложил человеку путь знания, дал совет оставить стремление богоуподобления в любви и добродетелях. Нет пользы знать все, но не знать самого себя.

Уповающему на любовь Божию надо остановиться, вспомнить о глубине богатства и премудрости Творца и понять, наконец, что не всё можно познать, взвесить и определить. Отсюда понятие веры, уверенности в невидимом, как в видимом. Трое юношей доверяли и верили Богу, огненная печь им не повредила (Дан. 3,28). Их вера изменила мнение царя и одержала победу.

Не имеет значения, какой вред и беспокойство враг старается причинить, если человек уповает на Всевышнего, ни гонение, ни оппозиция не повредит и не отделит от Господа и Его воли, в жизни.

Трое юношей ходили внутри огненной печи невредимыми, потому что уповали на Живого Бога, и Он был с ними. Когда человек общается с Богом и ходит с Ним, Дух Святой ходит вместе, куда бы не вела дорога.

Пророк Даниил был брошен ко львам, Господь закрыл их пасти. Все пророки побеждали, творя правду, получали обетования, укреплялись в немощи и были крепки.

Согласно Библии, любое столкновение человеческой неправды с правдой Божией уже является «судом» над миром (Ион. 12,31), а последний Суд, очистив мир от зла, будет границей между старым и новым.

Верующие готовят себя к всеобщему Суду Божию, который застанет каждого в решающий момент жизни, поэтому все должны быть готовы к встрече Господа (Мф. 24, 42–51).

В мире властвуют противные силы, христианин не должен гадать о временах и сроках пришествия «в сим» Царства Божия.

«Образы растущего зерна, закваски и другие пророчества Христа указывают на продолжительный срок» (Мф. 24,13).

«Суд Божий, Царство Божие не только тайны грядущего, они присутствуют уже здесь, в настоящей жизни, предваряя новый преображенный мир» (Мф. 12,28, Лк. 9,27).